Apple планирует разрешить альтернативные магазины приложений, но только в ЕС
Компания Apple намерена внести существенные изменения в экосистему приложений для iPhone, что знаменует собой значительный сдвиг с момента запуска App Store в 2008 году. Недавно компания изложила свою стратегию адаптации к закону Европейского союза о цифровых рынках (DMA), который вступает в силу в марте. В частности, пользователи iPhone в странах ЕС теперь смогут загружать приложения из сторонних магазинов приложений, что нарушит монополию Apple App Store. Эти изменения будут реализованы с выходом iOS 17.4 в марте.
Пользователи в ЕС на iOS 17.4 могут загрузить альтернативный стор с вебсайта. Однако для использования на iPhone эти альтернативные магазины должны пройти процесс одобрения Apple. После загрузки пользователи должны явно дать разрешение маркетплейсу на загрузку приложений на их устройства. Интересно, что загружать можно даже те приложения, которые нарушают правила App Store. Пользователи также могут установить на своих устройствах альтернативный стор как дефолтный.
У разработчиков теперь будет возможность использовать платежные сервисы Apple и покупки в приложениях или интегрировать сторонние платежные системы без дополнительной платы. Если разработчики предпочтут использовать систему оплаты в приложениях Apple, будет взиматься комиссия в размере 3 %.
Apple сохранит контроль за процессом распространения приложений, требуя, чтобы все приложения были "нотариально заверены" Apple. Распространение через сторонние торговые площадки по-прежнему будет контролироваться системами Apple, при этом разработчики смогут распространять одну версию своего приложения в разных магазинах приложений, соблюдая основные требования к платформе, такие как проверка на наличие вредоносного ПО.
В дальнейшем разработчики в ЕС могут не платить комиссионные Apple, в зависимости от выбранного ими способа распространения приложений. Apple корректирует структуру комиссий как для App Store, так и для приложений, распространяемых за его пределами. Приложения, распространяемые через App Store и использующие альтернативные системы оплаты, теперь будут платить 17 процентов комиссии за цифровые товары и услуги, по сравнению с прежними 30 процентами. Эта ставка снижается до 10 % для приложений, имеющих право на льготную ставку Apple для малого бизнеса. Разработчики, выбирающие систему обработки платежей Apple, будут платить дополнительную комиссию в размере 3 %.
Для популярных приложений вводится новый технологический сбор Core Technology Fee, который взимается с разработчиков в размере 0,50 евро за годовую установку приложения после миллиона годовых установок в ЕС. По оценкам Apple, более 99 % разработчиков либо снизят, либо сохранят плату в соответствии с новыми условиями ведения бизнеса, и менее 1 % потенциально будут платить основной технологический сбор.
Эта новая комиссия может создать проблемы разработчикам бесплатных и условно бесплатных приложений\игр. Что-то похожее не так давно пыталась внедрить компания Unity в своём движке, но из-за возникших в сети протестов передумала.
Помимо разрешения альтернативных магазинов приложений и платёжных систем, Apple открывает в ЕС и другие аспекты экосистемы iOS. Впервые будут разрешены браузерные движки, альтернативные WebKit, и пользователи смогут выбирать альтернативные браузеры при открытии Safari на iOS 17.4. App Store также разрешит сервисы потокового вещания игр по всему миру, что является отходом от предыдущей политики. Кроме того, Apple готовится разрешить NFC-платежи в сторонних приложениях для разработчиков в Европейской экономической зоне.
Эти изменения могут приветствоваться разработчиками, критикующими контроль Apple над распространением приложений для iOS. Spotify, например, планирует вновь ввести встроенные покупки в своем приложении для iOS для пользователей в ЕС после вступления в силу DMA. Однако примут ли разработчики 17-процентную комиссию за альтернативные платежи, остается неясным.
Закон DMA(Digital Markets Act), принятый в 2022 году, - это активная попытка ЕС бороться с предполагаемыми антиконкурентными действиями компаний, работающих в сфере больших технологий. Apple, назначенная "привратником", должна соблюдать правила, связанные с распространением приложений, сторонними приложениями и сервисами по умолчанию. Постановление распространяется и на другие крупные технологические компании, включая Amazon, Meta, Microsoft, ByteDance и Alphabet.
Изменения кажутся прорывными для Apple и, естественно, она сделала это не по своей воле - её заставил Евросоюз. Но всё ещё остаются такие спорные моменты как комиссия за установку приложения или право Apple влиять на содержимое альтернативных магазинов приложений.